вторник, 16 февраля 2016 г.

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ


КОНСУЛЬТАЦИЯ 2. СОЧИНЕНИЕ – ХАРАКТЕРИСТИКА

Левша – символ русского народа (по сказу Н.С. Лескова «Левша)


Шаг первый. Ключевая мысль – доказать, что в образе безымянного персонажа писатель воплотил собирательную характеристику русского мужика, безграмотного, но талантливого, преданного своей родине.

Шаг второй. Подобрать материалы для характеристики персонажа. А значит, надо знать, из чего складывается характеристика любого человека. Обычно внимание сосредотачивают
- на внешнем виде персонажа (человека)
- на поступках персонажа (человека)
-на речи персонажа (человека)
- на отношении к нему автора
- на отношении к нему других персонажей (людей)

Шаг третий. Когда собран материал, то есть вы лично знаете, что вы сможете сказать по выбранным микротемам о своем персонаже, самое время подумать о плане. План обязательно трехступенчатый (смотри первую консультацию!)


КОНСУЛЬТАЦИЯ 3. ТРУДНО НАЧАТЬ

Всегда трудно начать? Давайте ответим на вопрос: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?



1.       По тематике:
·         Об авторе
·         О жанре произведения
·         О своем отношении к прочитанному
·         О персонаже, характеристику которого будете раскрывать
·         Об эпохе, в которой формировался характер персонажа
2.      И обязательно кратким!

НАПРИМЕР:
            1. Необычное произведение мы изучили на уроке литературы. Это сказ. Не сказка, а именно сказ. Удивительное переплетение легенды и реальности. Как будто эхо далекого столетия ожило на страницах этого произведения.
            И именно здесь я увидел, насколько талантлив русский народ. ( это фраза переход к главной части)
            Далее идет раскрытие характеристики левши.

            2.Л.Н.Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Что же такого особенного заметил в нем знаменитый русский классик? Я думаю, что заметил он тот удивительный талант – говорить в своем сказе языком народа и от имени народа.
            Это и помогло автору создать запоминающийся образ русского мастера левши (как переход к главной части).

            3.Время, описанное Н.С. Лесковым в «Левше», настолько далекое, что практически трудно себе его представить. Император Александр, император Николай. Один восхищается всем заграничным, другой настаивает, что русский мужик может сделать лучше любого английского мастера. И мастера из города Тулы, малограмотные, бесправные, без микроскопов и других приспособлений действительно творят чудеса.
            Но главные мастер не имеет даже имени. Почему? (как переход к главной части).


КОНСУЛЬТАЦИЯ 4. А КАК ЗАКОНЧИТЬ?

Заключение должно быть внятным итогом всего сказанного.

Когда основная, ключевая мысль уже раскрыта, тогда само собой рождается заключение. 

Оно также может иметь свои тематики:

·         С указанием на собственное восприятие изложенного в сочинении
·         С указанием своего отношения в описываемому персонажу
·         С обобщением по сказанному

НАПРИМЕР:
1.       Закрыта последняя страница сказа «Левша», а у меня, как живой, стоит перед глазами русский мужик, безграмотный, но необычайно талантливый. Нет у него наград за его труд, печальна его судьба. Но русский дух и русская душа воплотилась в этом безвестном герое.

2.      По-разному можно относиться к левше. Можно сочувствовать его трудной судьбе, а можно и восхищаться. Лично я им восхищаюсь. Вот он русский человек, талантливый и преданный своей родине.

3.      Думаю, мне удалось представить образ русского талантливого мужика в ту далекую царскую эпоху.


КОНСУЛЬТАЦИЯ 5.  СВОБОДНАЯ ТЕМА

Тема, требующая размышления «Читать или не читать сказ Н.С.Лескова «Левша» - вот в чем вопрос», конечно, представляет собой свободный поток мыслей автора сочинения.

Обычно такие темы сочинений называют «свободными», так как композиция сочинения (план) не требуется. НО! Трехчастная структура не отменяется!

Здесь автор сочинения уже в заглавии поставил для себя ключевую мысль, над которой будет размышлять (рассуждать), опираясь на свой собственный опыт прочтения сказа Н.С. Лескова «Левша».

Хорошо, когда в таком сочинении используется вопросно-ответная форма изложения мыслей. Автор как бы сам себе задает вопросы и на них же отвечает. 

Из этого рождается ВСТУПЛЕНИЕ, как например:

Легко ли быть читателем в то время, когда век информационных технологий предлагает самые различные видео информации – фильмы, ролики, мультфильмы на литературные произведения?

Или, как вариант,  ВСТУПЛЕНИЕ повествовательного характера например:

- много соблазнов в моей жизни кроме чтения – телевидение, интернет, прогулки с друзьями
- уроки литературы в школе скучные и неинтересные
- читать о прошлом мне не нравится
- не люблю вообще читать
- многие слова мне не понятны
- читать – значить думать, мне лучше посмотреть фильм
- читать сегодня не модно

Ну а в самом сочинении (в ГЛАВНОЙ ЧАСТИ) автор делится своими собственными мыслями о том, почему возник этот вопрос «читать или не читать» лично для него. 

В таком сочинении очень важны такие обороты речи: мне не хотелось, но надо…; всегда отношусь серьезно…; решил преодолеть лень…; заинтересовал сюжет…; на уроках литературы окончательно понял…; трудно давалось чтение из-за…


Раскрыв свое отношение к поставленной в заглавии теме, в ЗАКЛЮЧЕНИИ могут использоваться такие обороты речи:  теперь я понял…; все-таки удивительное создание – книга…; читать – значит понимать по-своему…; с уверенностью могу сказать…

Комментариев нет:

Отправить комментарий